Коммутатор зажигания на МДП-транзисторе

08.11.16

[Домашняя]

 

Недостатки контактных систем зажигания широко известны, поэтому, желая улучшить характеристики двигателя и облегчить его пуск в зимнее время, исключить подгорание контактов прерывателя, многие владельцы классических автомашин устанавливают в них электронные системы зажигания. Обычно, на выходе коммутатора электронной системы зажигания установлен мощный высоковольтный биполярный транзистор, который должен коммутировать ток через первичную обмотку низкоомной катушки зажигания (такой катушки, как на ВАЗ-2108). Но, биполярный транзистор имеет достаточно высокое сопротивление эмиттер-коллектор в открытом состоянии, что, во-первых, ограничивает ток через первичную обмотку катушки зажигания и таким образом снижает энергию искры, во-вторых, это приводит к тому, что на участке эмиттер- коллектор открытого транзистора падает достаточно большое напряжение, что приводит к выделению большой мощности на открытом транзисторе, и его перегреванию.  В большинстве промышленных коммутаторов имеются цепи ограничения тока через этот транзистор. Они защищают его от пробоя, но, вместе с тем, ограничивают ток и через катушку зажигания, снижая энергию искры. Одним из путей выхода из создавшегося положения может быть применение в выходном каскаде коммутатора зажигания мощного высоковольтного МДП-транзистора IRF-3205, имеющего сопротивление в открытом состоянии около 0,008 Ом, способного коммутировать вообще без радиатора, ток до 15 А, при этом практически не нагреваясь. На рисунке показана принципиальная схема простейшего коммутатора для контактной системы зажигания, выполненного на МДП-транзисторе.

Коммутатор работает с прерывателем с отключенным конденсатором. При замыкании контактов прерывателя напряжение в точке соединения R1 и R2 падает до нуля. На микросхеме D1 выполнен инвертор. Поэтому, в это время напряжение на выходе D1 будет высоким, оно поступает на затвор МДП-транзистора VT1, что вызывает его открывание. При размыкании контактов прерывателя VT1 закрывается. Роль накопительного конденсатора системы зажигания выполняет С2. Таким образом, можно сказать, что коммутатор повторяет работу механического прерывателя автомобиля. Но, благодаря тому, что МДП-транзистор может коммутировать значительно больший ток, можно работать с низкоомной катушкой зажигания, обеспечивающей значительно большую энергию искры (ток через эту катушку будет максимальным, в 1,5-2 раза превосходящий ток, который выдает стандартный коммутатор типа 84.3734, а следовательно, и накапливаемая сердечником катушки энергия будет значительно выше). Кроме того, исключается износ контактов прерывателя из-за обгорания, приводящий к изменению зазора его контактов. Микросхему К561ЛН2 можно заменить любым аналогом. Транзистор IRF3205 можно заменить на IRF460, IRF470, 1RF350...IRF362. Микросхему КР142ЕН8Б — на интегральный стабилизатор типа 7812. В качестве корпуса можно использовать корпус от неисправного коммутатора зажигания автомобиля "Волга" или "УАЗ". Этот же корпус выполняет роль радиатора для МДП-транзистора (хотя, он почти не нагревается).

Радиоконструктор №2 2003г стр. 33

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 08.11.2016