Переключатель полярности и выключатель

01.06.18

[Домашняя]

 

Эта схема предназначена для управления электродвигателем модели трамвая. Модель трамвая движется по отрезку железной дороги то в одну, то в другую сторону. Еще есть стрелка и тупик в депо. Модель должна двигаться по основному отрезку пути сначала в одну сторону, затем в конце пути ударяется передним датчиком о препятствие. Это приводит к переключению полярности напряжения питания электродвигателя, и модель начинает двигаться в обратную сторону. В конце пути ударяется задним датчиком о препятствие. Это приводит к обратному переключению полярности напряжения питания электродвигателя, и модель начинает двигаться снова вперед. Так будет продолжаться пока не перевести стрелку на тупик в депо. Там модель при въезде в депо упирается третьим датчиком в препятствие, и питание электродвигателя выключается. Схема показана на рисунке.

Она состоит из RS-триггера на элементах микросхемы D1 и двух ключевых сборок, управляющих питанием электродвигателя. Все датчики контактные SD1, SD2, SD3. Они сделаны на основе миниатюрных концевых переключателей, и латунных пружинок, удлиняющих их ход. При замыкании датчика SD1 триггер на элементах D1.1 и D1.2 переключается в состояние нуль на выводе 3 и единица на выводе 4. Соответственно, на выходе D1.3 будет единица, а на выходе D1.4 - ноль. Поэтому, открывается верхний по схеме транзистор А1 и нижний по схеме транзистор А2. Плюс напряжение поступает на левы по схемы вывод двигателя М1, минус, соответственно, на правый. При замыкании датчика SD2 триггер на элементах D1.1nD1.2 переключается в противоположное положение. Теперь нуль на выходе D1.3, единица на выходе D1.4. И питание на двигатель подается в противоположной полярности. При заезде в депо модель упирается в стену датчиком SD3. Оно подает логические единицы на входы элементов D1.3 и D1.4. В результате на их выходах устанавливаются логические нули. Открываются только нижние по схеме транзисторы А1 и А2. Оба вывода электромотора соединяются с минусом, и ток через него не течет. Напряжение питания может быть от 4,5 до 15V. Ток, потребляемый электромотором, - не более 2,5А. Сборки IRF7107 можно заменить на IRF7309, IRF7389 или отдельные полевые транзисторы N-канала и Р-канала.

Радиоконструктор №4 2018г стр. 32

Домашняя

Дата последнего изменения этого узла 01.06.2018